Зачем нужно становиться сценаристом №1?Допустим, вы прошли тест предыдущей главы и готовы терпеть страдания, лишения и неудобства. Но нужно понимать, что вы…

Допустим, вы прошли тест предыдущей главы и готовы терпеть страдания, лишения и неудобства. Но нужно понимать, что вы получите взамен? Какие преимущества есть у сценариста № 1?

Широкая известность в узких кругах

Конечно, сценаристам не приходится гримироваться под старушек, чтобы избежать после премьеры столкновения с толпами поклонниц. За всю историю кинематографа был только один сценарист, у которого были собственные группиз – это был автор «Основного инстинкта» Джо Эстерхаз. И то он был не дурак приврать, так что не исключено, что он их просто выдумал.

Но режиссеры, критики и кое-кто из актеров, если сильно напрягут свою память, вспомнят вашу фамилию и если повезет, смогут ее назвать правильно. Конечно, не в тот момент, когда, стоя на сцене со статуэткой в руке, они будут перечислить всех, кого они хотели бы поблагодарить за работу над этим фильмом.

Гораздо важнее, чтобы вашу фамилию вспомнил продюсер в момент, когда будет искать сценариста на новый проект.

Уважение коллег

Люди, которые по-настоящему погружены в свою работу, знают ей цену и знают цену работе других. Услышать от таких коллег хороший отзыв о своем сценарии – дорогого стоит. Такие отзывы долго греют сердце.

Заказчики берегут ваш текст

Сценарий, написанный сценаристом № 1, не отдадут на рерайт девочке-первокурснице. Не разрешат актеру переврать все реплики (и они переврут только парочку). Режиссер не вставит в такой сценарий парочку придуманных на ходу и написанных на коленке сцен. Монтажер не вырежет написанный кровью сердца, но немонтажно снятый кусок. Прокатчики не запикают излишне экспрессивные обороты… хотя тут я уже размечтался. Но да – сценарию, написанному номером 1, гарантировано более-менее бережное отношение.

Можно самому выбирать проекты

Это очень важно. Наверное, самое важное, что дает статус сценариста № 1. Невозможно развиваться, если вы не выбираете свой следующий проект, а берете то, что дают. В этом случае вы не контролируете свою карьеру.

Можно ставить условия

Если вы сценарист № 1, когда вам делают предложение, хотят именно вас. А значит, вы можете торговаться. Вряд ли даже № 1 в нашей индустрии может добиться для себя права утверждать на проекте режиссера и актеров, но по поводу сроков и денег номеру 1 торговаться гораздо сподручнее, чем новичку. Позже мы поговорим подробнее о том, как добиваться лучших условий на переговорах.

Нужно объяснять, чем хороший договор помогает сценаристу лучше писать? Хорошо, объясню. Если договор защищает ваши права – вы можете не думать о нем и не беспокоиться о том, что вас обманут. Больше денег – не нужно брать подработку, можно сосредоточиться на одном проекте. Больше времени – не приходится спешить, есть время подумать и отшлифовать сценарий как следует. Хороший договор очень важен, а претендовать на него может только № 1.

Работаете когда хотите

А когда не хотите – не работаете. Если вы сценарист № 1, в любой момент у ваших дверей стоит очередь заказчиков. Когда бы вы ни открыли дверь – они тут. И в их глазах: «Выбери меня! Выбери меня!» Это если вы № 1. А если нет – вы работаете тогда, когда у вас есть работа. Собирались отдохнуть на берегу теплого моря, а вам звонят и делают заказ, от которого вы не можете отказаться, потому что это первый (и возможно последний) заказ за год. Планы на отпуск летят к чертям, вы идете и работаете. Не тогда, когда хотите, а тогда, когда можете. Дьявольская разница!

Зарабатываете

И нечего краснеть, как девица. Кто вообще сказал, что обсуждать финансовые вопросы неприлично? Вон, почитайте любой сценарный форум. Там любой разговор о кино рано или поздно переходит на обсуждение того, кто сколько и за что получил. И все соглашаются с тем, что топовые сценаристы зарабатывают неприлично много. До американских гонораров нам пока еще далеко, но европейских сценаристов мы уже давно обскакали по заработкам. Тонино Гуэрра никогда не получал столько, сколько у нас получает востребованный автор сериалов для прайм-тайма. Правда, у нас очень большая вилка. Разница в гонорарах начинающих авторов и топовых – в разы, а то и на порядки. Вот почему чтобы хорошо зарабатывать, нужно быть сценаристом № 1. Тут арифметика простая. Номер два получает в два раза меньше. Номер двадцать – в двадцать раз меньше.

Сам собой доволен

Если вы № 1 и знаете это, вы пишете действительно хорошо. Сами знаете, что хорошо. Кино получается хорошее. Самому нравится. Не все, конечно, потому что режиссер недокрутил, актеры переврали пару реплик, музыку наложили не там и не ту, мат вообще запикали… но что есть, то есть. Когда получается что-то настоящее, сразу видно, что это – настоящее.

Вот ради этого и стоит становиться сценаристом № 1.

Запомните:

Номер 1 получает всё. Остальным достаются объедки.

Сделайте:

Заложите закладкой эту главу. Во дни сомнений и тягостных раздумий, когда опустишь руки и нет ни слов, ни музыки, ни сил – будете перечитывать и ободряться.

Прочтите:

Джим Коллинз, «От хорошего к великому».

Комментарии запрещены.

Навигация по записям