Джошуа Колдуэлл, режиссер и сценарист. работавший со многими известными продюсерами, в том числе с создателем сериала «CSI: Место преступления» Энтони Зуикером, а также лауреат премии MTV Movie Awards за лучший студенческий фильм, представил в этом году свою первую полнометражную работу «Остановка». Фильм, снятый за 6 тысяч долларов на камеру Canon EOS 5D, был особо отмечен на различных кинофестивалях за грамотное использование небольшого бюджета.
По словам Колдуэлла, для того, чтобы снять малобюджетный фильм, при этом не жертвуя масштабом истории (например, ограничивая повествование одной локацией с двумя персонажами), самое главное — это грамотный сценарий. В своей статье он поделился несколькими советами о том, каким образом стоит подходить к созданию истории для фильма, если ваши средства сильно ограничены.
Используйте модульное повествование.
Чтобы понять, что такое модульное повествование, представьте камеру: если не вдаваться в подробности, ее можно описать, как сочетание объектива и модуля записи. Однако дизайн камеры продуман так, что к ней можно добавить и другие детали, как, например, компендиум, дополнительные мониторы, рекордеры и другие устройства. Однако все это никак не изменит основных компонентов камеры: объектива и модуля записи. Если вы не можете себе позволить дополнительные аксессуары, вы все равно сможете пользоваться камерой.
Ваша история — это как раз и есть объектив и модуль записи, а все остальное (например, сцены погонь, автомобили, локации и реквизит) — это аксессуары, которые вы можете или не можете себе позволить. Если вы их уберете, основа никак не изменится. Ваш сценарий должен быть захватывающим и интересным и без дополнительных украшений.
Сценарий должен происходить в вакууме
Я не имею в виду, что он должен рассказывать о двух персонажах в белой комнате. Данный пункт, скорее, относится к возможности менять некоторые аспекты истории в соответствии с обстоятельствами съемок. Если ваше кино не может быть снято нигде, кроме определенной локации, а вы не можете позволить себе ее арендовать — ждите проблем.
В «Остановке» большинство сцен могли бы происходить где угодно. Некоторые детали диалогов бы изменились, но основа происходящего осталась бы та же. Избавьте сценарий от лишних деталей до тех пор, пока не будете знать, где будут происходить съемки и что конкретно находится в вашем распоряжении.
Постройте свою историю на основе доступных ресурсов .
Если вы живете в Чикаго, лучше не писать сценарий о Ямайке 1860-х годов, даже если вам очень нравится данная идея. Я вовсе не хочу сказать, что ваш фильм должен быть камерной драмой о жизни в Чикаго, и не предлагаю вам писать только о том, что вы сами знаете. Я, скорее, имею в виду, что вы должны придумывать историю на основе уже имеющихся у вас ресурсов. Это может быть фильм об ограблении, триллер или комедия. Если ваш дядя работает в дилерском центре Ferrari и может одолжить вам одну из машин, значит, вы можете позволить себе добавить в сценарий Ferrari.
«Остановку» я снимал в Лос-Анджелесе, однако для некоторых сцен нужно было создать ощущение, что действие происходит в Европе. Я связался со своими друзьями и знакомыми, которые много знали о Франции, и помогли мне понять, что необходимо добавить в соответствующие сцены, чтобы сделать их более «французскими».
Описывайте декорации так, чтобы иметь возможность их снять
Некоторые сцены в «Остановке» выглядят таким образом, как будто они были сняты в очень дорогих декорациях, но на самом деле в плане бюджета они обошлись нам дешевле всего. Как мы этого добились? Очень просто: для этих сцен я старался не писать сложных диалогов, требующих выдающейся актерской игры. Вы можете добиться, чтобы некоторые сцены выглядели очень дорого, однако у вас, скорее всего, будет лишь один дубль для того, чтобы их снять.
Приведу пример: в «Остановке» есть сцена, где главная героиня встречает свою подругу и они идут в один из ночных клубов Голливуда. Внутри клуб выглядит очень ярко, красочно, в нем много людей. Создается впечатление, что мы арендовали помещение для съемок. На самом деле, мы просто получили разрешение находиться там с камерой. Мы не могли управлять освещением или говорить посетителям, как им вести себя. Однако я знал заранее, что снимать это придется именно в таких условиях, поэтому описал сцену соответственно: без диалогов (для этого нужно несколько дублей) и со всего одним конкретным событием (главная героиня встречает подругу).
Наделите ваш сценарий идеей
О чем ваша история? Сюжет не является историей сам по себе, это просто набор событий, расположенных в хронологическом порядке. Самый простой (и дешевый) способ рассказать историю в малобюджетном кино — сделать главным героем интригующего персонажа. Для того, чтобы ваша история была чем-то большим, чем сюжет, она должна быть рассказана с точки зрения сложных и хорошо прописанных героев. Определите, чего они хотят добиться и какова их конечная цель. Сюжет можно описать одним предложением, а идею — уже нет.
Поняв, какая идея стоит за вашим сюжетом, вы сможете преодолеть ограничения бюджета благодаря общечеловеческим темам и тому, что ваша история может стать близка многим.