Очень многие известные режиссеры начинали свой творческий путь именно с короткого метра. Производство такого фильма обходится значительно дешевле, но при этом дает возможность заявить о себе и поделиться со зрителем своим виденьем мира.
Задумав снять короткометражный фильм вы должны помнить, что у вас слишком мало времени, чтобы произвести впечатление. Если средняя длинна полнометражного фильма 120 минут, из которых 15 занимает начало, 90 минут — развитие и кульминация и минут 5 финал, то короткометражный фильм длится обычно 10-20 минут. Получается, в ситуацию нужно входить очень быстро, чтобы зритель сориентировался, кто есть кто и что происходит. Начало короткометражного фильма может быть самым разным. Оно может сразу сообщать о ситуации, как например новелла «Дикие истории»: один человек на автомобиле обгоняет на пустой дороге другого и показывает ему неприличный жест — все понятно и сюжет развивается дальше. Другой случай, когда ситуация понятна, но в ней сохраняется еще некоторая интрига. Пример: короткометражка «Паук» — юноша и девушка едут в машине, они в ссоре — мы понимаем наличие конфликтной ситуации, но не знаем причину.
По сути, одна минута короткометражки — это 10 минут полнометражного фильма. За это время нужно успеть раскрыть сюжет, заставить зрителя сопереживать героям, сделать историю реалистичной и захватывающей.
Какие приемы используют для создания короткометражек
При написании сценарий для короткометражных фильмов используют различные приемы. Перечислим некоторые из них.
Переворот. Возьмем экранизацию новеллы О. Генри «Деловые люди». Фильм начинается с некой, достаточно простой, истории А: грабитель залезает в дом спящего человека, и зритель сразу понимает кто здесь сильный, а кто слабый. Тут мы делаем переворот и начинаем историю Б, где сильный становится слабым, а слабый сильным — у нашего грабителя случается приступ радикулита. Другой пример: два киллера с целью убийства влезают в дом, где живет одинокая мать с ребенком, но тут случается неожиданный переворот — ребенок на самом деле монстр и мама его просто охраняет, спасая человечество.
Доведение ситуации до абсурда. Примером можно взять уже упомянутую короткометражку «Паук». Юноша и девушка в ссоре, потому что юноша любит шутить, но не всегда удачно. И вот они приезжают на автозаправку, он покупает цветы для примирения и, заодно, резинового паука, которого кладет в бардачок машины. В какой-то момент девушка лезет в бардачок за картой, натыкается на паука, и в панике выскакивает из машины на проезжую часть, где ее сбивает проезжающий мимо автомобиль. Врач из приехавшей скорой пытается оказать ей помощь, но, наткнувшись на паука, кричит и по неосторожности втыкает шприц в глаз главному герою. Череда событий, происходящих по сюжету фильма, с каждой минутой делают ситуацию все более гротескной, доводя до грани абсурда.
То, что нельзя называть. Для того чтобы экранизировать какое-то понятие, слово или состояние души, необходимо говорить о нем, не называя. Одним из способов рассказать о чем-то — говорить о противоположном. Допустим мы хотим осветить «страсть к путешествиям». Если мы будем говорить о человеке, который постоянно находится в одном месте, то мысль о путешествиях возникает, но гораздо интереснее, рассказать о человеке, который сидит в одном месте и при этом путешествует. Например, водитель скоростного поезда, который находится в постоянном движении, провел всю жизнь в дороге и хотел хотя бы на минутку выйти из кабины. Параллельно мы можем рассказывать о пассажире соседнего вагона, который был в дальней поездке и мечтает поскорее вернуться домой, но из-за потасовки в вагоне кто-то нажимает стоп-кран. Поезд останавливается среди поля, машинист выходит, видит прекрасный мир и бросает поезд, отправляясь в путешествие.
Способ говорить о чем-то не называя очень понятно и красочно показан в рассказе Х. Борхеса «Сад расходящихся тропок».
По какому принципу мы выбираем темы для короткометражек? Иногда идея фильма приходит внезапно, иногда просто является выводом из той темы, на которую изначально хотелось снимать. Иногда автору хочется просто получить опыт в каком-либо жанре или стиле: драма, фэнтези, любовная история. Для написания сценария мы можем взять любое слово, сюжет или этическую задачу, фантазируя над их представлением. Главное, пишите о том, что вызывает у вас эмоции, что близко по духу, а не о том, что хочет зритель.
В данной статье мы рассмотрели только три метода создания короткометражных фильмов. На самом деле их намного больше. Для того чтобы создать качественный фильм в первую очередь нужно как можно больше смотреть работы известных режиссеров этого жанра, вычленять и осмысливать использованные приемы и нарабатывать навыки. Узнать более подробную информацию можно из нашего видео, где преподаватель курсов сценарного мастерства Анна Ганшина рассказывает об особенностях написания сценария для короткометражного кино.