Жизнь – театр, в котором обычно играют либо драму, либо комедию. Однако когда кто-то сталкивается с проблемой написать сценарий (детского утренника, школьной пьесы, короткометражного фильма), то почему-то никто не умеет этого делать. Хотя идеи, сюжеты, ситуации и персонажей легко можно черпать из нашей повседневности.
Существуют различные алгоритмы написания сценариев. Для художественных и документальных фильмов, для фильмов и сериалов, для фильма и пьесы они порой опираются на совершенно непохожие принципы.
Мотивация
Для того, чтобы что-то сделать хорошо и избежать большого количества ошибок, необходимо знать, с чем мы имеем дело.
Само слово «сценарий» подразумевает постановку того, что написано, на сцене. Сценарий – это описание всего, что увидит зритель. Поэтому в нем не имеет смысла указывать внутренние переживания героя (если только они не имеют внешних проявлений), описывать красоту природы.
Сценарий является не столько художественным произведением, сколько письменным изложением определенной последовательности действий и фраз. Рассказ – это способ самовыражения в первую очередь для вас. Сценарий же ориентирован на зрителя, и вы должны четко понимать, что хотите ему показать. Первым делом ответьте себе на вопрос: ради чего вы это делаете?
Реклама
Начинаем с интриги
Если уж вы твердо решили писать сценарий, то для начала придумайте историю и опишите ее в 1–2 предложениях. Это описание называется логлайном (logline). Оно является своего рода аннотацией к вашему будущему шедевру, отправной точкой всего сценария.
История станет абсолютно никому не интересной, если в ней не будет присутствовать конфликт. Значит, в вашем логлайне обязательно должны присутствовать такие составляющие:
- главный герой (ГГ);
- враг ГГ;
- проблема;
- цель, которой хочет достичь ГГ, преодолев все трудности.
Например: «Юный принц Дастан всегда побеждал врагов в бою, но потерял королевство из-за козней коварного царедворца. Теперь Дастану предстоит похитить из рук злодеев могущественный магический артефакт, способный повернуть время вспять и сделать своего владельца властелином мира» («Принц Персии: Пески времени»).
Помните, логлайн не должен раскрывать всех карт вашего сценария. Он должен интриговать – чтобы зритель, услышав его, захотел посмотреть всю историю от начала и до конца.
Поэтому потратьте максимум усилий на то, чтобы придумать хороший логлайн. Дайте его почитать своим близким, друзьям, знакомым, чтобы проверить, цепляет ли такой сюжет потенциального зрителя. Если да (но спросить нужно не только у мамы!), то продолжайте работу над сценарием. Если не цепляет, то поработайте над логлайном еще некоторое время:
- записывайте все идеи, которые приходят вам на ум;
- отфильтровывайте хорошие идеи от тех, которые еще стоит доработать;
- выберите ключевую мысль, которая станет основой вашего сценария;
- разработайте концепцию того, что должно происходить на сцене, и напишите новый логлайн.
Структура сценария
Любой сценарий состоит из трех частей:
- начало – знакомство с главным героем и его окружением, миром, в котором он живет;
- середина – ГГ сталкивается с трудностями. Эта часть самая большая, и здесь обычно происходит весь экшн;
- конец – ГГ добивается или не добивается своей цели, все счастливы, все умерли или же имеются предпосылки к продолжению.
Первым делом, определитесь, в каком жанре вы хотите написать ваш сценарий. Для этого перечитайте логлайн и решите для себя, что это за история. Быть может, это – легкая ироничная комедия. Или же напряженный психологический триллер? Или детектив с элементами мистики.
После того, как вы определились с жанром, пропишите, соответствуя его законам, что должно произойти в каждой из трех частей сценария. Пока что не обязательно связывать эти события между собой.
Также дайте какое-нибудь рабочее название вашему сценарию (скорей всего, оно будет совершенно другим в конечной версии).
Персонажи
Самое главное правило: зритель должен верить, что они – реальны. Это значит, что ваши герои должны быть похожи на настоящих людей: те же проблемы, те же недостатки, те же эмоции.
Каждый персонаж должен быть наделен индивидуальностью. Он должен сталкиваться с выбором и поступать так, как поступил бы обычный человек. Главный герой не идеален. У него должна быть хоть какая-то человеческая слабость. Это располагает зрителей к нему, потому что он такой же человек, как и они, и ничто человеческое ему не чуждо.
Не обязательно раскрывать полностью характеры героев в самом начале. Намного интереснее, если характеры будут раскрываться по ходу сценария.
Поэпизодный план
Теперь можете расписать каждый эпизод подробнее, указывая, как поступает тот или иной персонаж.
Вот здесь уже можете добавлять поворотные события, которые будут связывать основные части вашего сценария.
Поворотные события – это что-то, что происходит в жизни героя и толкает его на определенные, быть может, даже не свойственные ему поступки (которые вы указали в следующем эпизоде!).
Еще парочка терминов, которые могут попасться вам в источниках, посвященных сценарному искусству:
- Синопсис – краткий пересказ истории без диалогов.
- Тритмент – это история, которую вы прописали, плюс основные диалоги.
Пишем и правим
Теперь можете спокойно перечитать то, что вы уже написали, и вносить правки и коррективы. Когда вы будете уверенны, что сценарий дописан, отложите его на некоторое время и займитесь чем-нибудь другим.
Считается, что сценарий нужно перечитывать не менее шести раз через определенные промежутки времени, каждый раз внося правки (а чем дольше он у вас будет лежать, тем больше изменений вы захотите внести). Но все зависит от цели и аудитории. Если вы пишете сценарий утренника в детском саду, то он не должен соответствовать критериям для сценария пьесы, которую будут ставить в академическом театре.
Персонажи начинают жить своей жизнью
Помните, что сценарий пишется в настоящем времени и в нем не должно быть фраз типа «он шел по пустынной улице» или «она положила трубку». Использование прошедшего или будущего времени допустимо только в диалогах персонажей.
По ходу работы над сценарием у вас могут кардинально поменяться взгляды на то, как должны развиваться события. Однако старайтесь придерживаться основного плана. Считается неправильным начинать писать сценарий с того, что вот вы придумали классного персонажа и хотите поместить его в какую-нибудь историю. Хотя никто не запрещает вам позволить персонажам зажить своей жизнью – именно так происходит с сериалами, где сами сценаристы не знают, чем закончится история, которую они пишут.
Фото: moviesecrets. ru, habrahabr. ru.
Помилка в тексті? Виділи її, натисни Shift + Enter або клікни тут .