Мой друг однажды сказал: «Профессия сценариста, наверное, скучновата. Пишешь целыми днями, даже с людьми особо не общаешься». После недельного мастер-класса у известного сценариста Александра Новотоцкого все его участники могли осознать, что работа сценаристом — один из самых незаурядных и насыщенных видов деятельности, в котором человек должен быть готов ко всему как в своем сценарии, так и в собственной жизни.
Увлекательные занятия проходили с 9 по 15 июня в рамках киношколы, организованной союзом кинематографистов России «Восточная Сибирь». Уже в третий раз в Иркутске собираются именитые кинематографисты, которые делятся со всеми желающими своим опытом и знаниями.
Александр Новотоцкий — автор сценариев таких фильмов, как «Возвращение» Андрея Звягинцева, «Старые клячи» Эльдара Рязанова, «12» Никиты Михалкова и многих других — признался, что до этой поездки в Иркутск ни разу не обучал сценарному мастерству .
Александр Новотоцкий, сценарист:
— Я ехал в Иркутск одновременно и с радостью, и с боязнью, так как не совсем понимал, что можно сделать всего за семь дней. Среди сорока человек, которые регулярно ходили на мои курсы, было много талантливых и очень живых ребят. Встречи проходили интересно и душевно.
Сценарное мастерство во ВГИКе у меня преподавала Людмила Кожанова. Она заходила в аудиторию с огромной стопкой газет и беспрерывно читала нам вслух «Правду» и «Известия». Останавливалась только тогда, когда кто-то из студентов хотел рассказать свою сценарную заявку. Она с огромным интересом его слушала, комментировала, потом мы все вместе обсуждали. Один из мастеров однажды сказал: «Чтобы стать сценаристом, нужно иметь в запасе как минимум 100 замыслов фильмов. Чуть меньше — уже не станешь».
Эти замыслы должны рождаться постоянно. Совсем недавно я стоял в очереди в московском алкогольном супермаркете. Передо мной был солидно одетый мужчина, покупающий бутылку коньяка за 1500 долларов и… два пластиковых стаканчика. Я задумался над таким странным набором. Возможно, человек встретил своего старого друга, которого по каким-то причинам не может позвать к себе домой или в ресторан. И поэтому они будут пить дорогущий коньяк где-то в заброшенном дворике или на крыше.
То есть замысел может возникнуть из абсолютно любой неординарной жизненной ситуации, свидетелем которой вы были сами. Старайтесь не придумывать, лучше вспоминайте. Пишите о том, что вы хорошо знаете, либо о том, что не знает никто, например, что-то в жанре фэнтези.
Пресс-конференция с Александом Новотоцким
О различиях в работе сценариста и писателя
Если хотите рассказать историю пяти тысячам людей, напишите книгу и издайте ее соответствующими тиражом. То, что показано в кино, должно интересовать не менее одного миллиона человек.
У писателя есть одно преимущество: если в течение жизни ты не добился настоящего успеха, твое творчество может быть по достоинству оценено через несколько столетий. У сценаристов такой надежды нет — редко кто из простых людей способен до конца дочитать сценарий.
К тому же очень часто случается и так: написан отличный синопсис, он куплен за большие деньги, но так и не был реализован (непоставленный сценарий не имеет значимости). Так, к сожалению, случилось с нашей работой об известном танцоре Рудольфе Нуриеве. Но надеюсь, что кто-то все-таки рискнет поставит это масштабное кино.
Если бы я хотел быть писателем, я им давно бы уже стал. Так что пока из киноиндустрии не выгонят, будут писать сценарии для фильмов (смеется). На самом деле, кино очень затягивает, это настоящая мания, без которой уже не можешь жить.
О жизни сценариста и работе в партнерстве
Сложно стать сценаристом со школьной скамьи, не имея своего личного опыта, так называемого «бэк-граунда». По образованию я физик. В МГУ, где я учился, меня спрашивали: «Зачем ты, гуманитарий, пошел на физическое отделение?». Когда уже поступил в 1986-м году во ВГИК, все там недоумевали: «Зачем человек с техническим уклоном пошел учиться на сценариста?». Но, стоит отметить, опыт физика мне очень помог даже в моей нынешней профессии.
У Владимира Моисеенко. моего партнера, была еще более витиеватая профессиональная история: он закончил кулинарный техникум, затем университет культуры. Работал в доме культуры и помощником на городском кладбище.
Наше знакомство с Володей началось с … драки. В начале 1990-х выпивали как-то в одной компании на «Мосфильме», не сошлись во взглядах и стукнули друг друга. Через какое-то время снова встретились и решили попробовать вместе работать. Так как наша дружба была связана с совместным творчеством, отношения всегда были очень разные. Могли смертельно поссориться из-за трех слов сценария. Но всегда быстро мирились и легко находили общий язык.
Найти для совместной работы партнера, подходящего человека, с которым будет полное взаимопонимание — это большая удача. Вдвоем писать легче, потому что с самим собой очень сложно разговаривать. Над всеми своими сценариями я работал в соавторстве с Володей, который, к несчастью, умер в прошлом году.
О своих сценарных работах и о взаимоотношениях с режиссерами
Вообще писать сценарий для фильма — это словно отдавать своего ребенка цыганам: в любом случае из него получится совершенно не то, что ожидаешь. Готовиться нужно ко всему: даже, что твоему детищу отрежут ручки и ножки. Если замыслы режиссера и сценариста совпадают хотя бы на 20 %, это уже хорошо.
Самой сложной для меня была работа над продолжением фильма «Утомленные солнцем» — «Цитадель» и «Противостояние». В 2005 году мне звонит сын Никиты Сергеевича, Артем, и предлагает приехать на две недели, чтобы «слегка» подправить уже готовый сценарий. В итоге это дело растянулось на целых 6 мучительных лет.
Самые страшные слова от Никиты Сергеевича можно было услышать следующие: «Уже близко». Это значило, что потребуется как минимум еще 30 переделок. Работа была на износ, такая суровая проверка твоего профессионализма.
Кадр из фильма «Утомленные солнцем — 2: Цитадель»
Не менее своеобразным было и сотрудничество с режиссером Иваном Дыховичным. который снял фильм «Вдох-выдох» по нашему уже готовому сценарию. Герой Михаил здесь — это прототип одного моего хорошего знакомого, с которым я познакомился в 1994 году в Мурманске. Там мы поставляли рыбу в гостиницу «Арктика».
Этот человек мечтал стать миллионером, чтобы в 35 лет выйти на пенсию. Удивительно, его желание сбылось, он стал первым богачом северного городка. После у него начался восьмилетний запой — делать же было абсолютно нечего, жизненный идеал уже достигнут.
В главной героине «Вдоха-выдоха» Вере воплотился образ одной проститутки, с которой мне удалось повстречаться. Я спросил, можно ли ее заказать на всю оставшуюся жизнь, на что она ответила: «Нет, мне не хватает только тысячи долларов, вот заработаю, переедем с дочерью в Финляндию».
Фильм «Вдох-выдох» я смотрю с ощущением, будто не причастен к этой работе. Дело в том, что Иван Дыховичный забыл взять сценарий на место съемок. поэтому все сцены ему приходилось воспроизводить по памяти, многое изменять прямо на ходу. Во время съемок обнаружилось, что все тело главного актера — Игоря Миркурбанова — покрыто татуировками. Именно поэтому Иван домыслил, будто персонаж любит заниматься сексом в одежде. Получилось забавно.
Кино «Возвращение» — наиболее доскональное воспроизведение нашего сценария. Многие сцены я писал по впечатлениям о своем собственном детстве: помню скандалы родителей, какие-то туристические походы с отцом, которые были для меня тяжелым моральным испытанием.
После премьеры фильма Звягинцева Володя Моисеенко мне сказал: «Ну что? Продали мы наше детство?». Действительно, ради искусства иногда приходится жертвовать своими собственными личными воспоминаниями и тем, что тебе дорого. Но я уверен, это того стоит. Я уверен, что настоящее кино может серьезно повлиять на человека, вызвать в нем какие-то изменения.
Анастасия Климова, IRK. ru