Этот проблемный цех украинских сценаристовКак на этом оживленном, достаточно сумбурном и финансово не очень обеспеченном рынке чувствуют себя сценаристы? Те, кто находятся на старте девелопмента сериального проекта и должны обеспечить съемочные группы качественными сценариями, чтобы не срывать сроки предпродакшна? «Детектор медиа» расспросил представителей сценарного цеха о проблемах профессии.

Порог входа в сценарную профессию в Украине сейчас как никогда низок из-за резко увеличившегося спроса. При этом сценаристы не удовлетворены как качеством сериалов на украинском ТВ, так и условиями своей работы и своим статусом на рынке.

Одновременно со стороны продюсеров телеканалов звучит критика качества работы украинских сценаристов — как, например, на пресс-завтраке, организованном недавно компанией MRM. На этом мероприятии не присутствовали представители сценарного цеха, которые, возможно, высказали бы свои аргументы продюсерам. Понятно, что основная тема обсуждения на пресс-завтраке была другой, но неприятный осадок, что сценаристов не слышат, что их не рассматривают как полноценных участников рынка, мнение которых важно учитывать, все-таки остался.

Предложение автора этих строк в фейсбучной группе «Сценаристы Украины» собрать круглый стол сценаристов по цеховым проблемам вызвало у коллег бурное обсуждение. Общее мнение: голос сценарного цеха должен быть наконец услышан, а сериальное производство у нас должно двигаться к большей цивилизованности — прозрачных правил игры, правовой защиты всех его участников, гарантированной и справедливой оплаты труда. В качестве первого шага «Детектор медиа» предложил участникам обсуждения ответить на несколько вопросов, чтобы дать сценаристам возможность высказать свое мнение о ситуации в профессии и на рынке (список с фильмографией опрошенных сценаристов см. в конце статьи).

«Подпольный цех»

В опросе «Детектора медиа» никто так и не смог сказать, сколько в Украине профессионально работающих сценаристов. В ответах назывались оценочные цифры — от нескольких десятков до нескольких сотен. Все эти сценаристы проживают в разных городах, не обязательно в столице, работают в разных условиях и получают весьма отличающиеся по размеру гонорары. Объединяет их непостоянная, проектная занятость и риски. Позволю себе процитировать пост одного замечательного украинского сценариста. Когда один из маркетологов узнал о размере его гонорара, то загорелся: «Ничего себе. А дай-ка мне книжек по сценаристике почитать, я тоже хочу». Энтузиазм его сильно упал, когда он узнал, что последний гонорар сценарист получил в прошлом году.

На уже упомянутом выше пресс-завтраке компании MRM со стороны представителей украинских телеканалов прозвучала фраза: «Вот раньше не было такого спроса на режиссеров, сценаристов…». На самом же деле спрос на профессиональных сценаристов существует в Украине уже лет десять. Например, в Film. ua Group, которая называет себя крупнейшей в Восточной Европе группой компаний в сфере кино — и телепродакшна, многие успешные сериальные проекты были сняты на основе сценариев украинских сценаристов: «Нюхач», 2013 (Артем Литвиненко, Андрей Бабик), «Дом с лилиями», 2014 (Мария Бек, Елена Бойко), «Паршивые овцы», 2010 (Игорь Швецов)…

Если до 2014 года украинские каналы, закупая российские сериалы (три года назад доля российских сериалов все еще составляла в украинском телеэфире 68 %), не очень интересовались украинскими сценаристами, то кинокомпании в Украине и России ими очень даже интересовались. До 2014 года производство сериалов в Украине и России ориентировалось на продажу каналам сразу двух стран. Недавно российский продюсер Александр Цекало сетовал, что его студия «Среда» потеряла серьезный рынок сбыта в Украине после запрета российского телепродукта. По его словам, доход от продажи сериалов в другие постсоветские страны составляет небольшую часть по сравнению с рынком Украины.

Заказы на съемки сериалов для российского ТВ позволили создать в Украине индустрию сериального производства, которая сейчас частично обслуживает заказы исключительно отечественных каналов. При этом ясно, что сериальные бюджеты украинских каналов значительно более скромны, чем российские, и наши продакшны теперь работают для нескольких рынков: исключительно украинского, украинского и российского (постсоветского) и мирового.

Значительная часть украинских сценаристов создавали и продолжают создавать сценарии сериалов как для украинских, так и для российских продакшнов. Другая часть авторов принципиально отказываются работать для российского рынка, сознательно идет на потери гонораров, уповая на быстрое развитие кино — и сериальной индустрии в Украине.

Кадр из сериала «На линии жизни»

Как бы непатриотично это ни звучало для кого-то, но гонорары российских продакшнов позволили сформировать нынешнее ядро сценарного цеха в Украине. То есть тех независимых сценаристов, которые могут при нестабильной проектной занятости работать только в своей профессии, а не подрабатывать еще где-то для страховки рисков.

«Хороший украинский сценарист мгновенно вербуется и работает на проектах в РФ, растет именно там, это я знаю по себе и своим коллегам. Как ни печально, но это настоящая карьера украинского сценариста. Все пытаются в Украине что-то делать, пока мало положительного опыта, но он есть! Хорошие проекты появляются! Я думаю, что если все будет нормально, эти люди скоро будут востребованы своей страной. Сценаристами в Украине становятся люди отчаянные, понимающие безнадежность своего занятия, но для которых писать дело очень принципиальное», — такой ответ на вопросы «Детектора медиа» дал украинский сценарист, пожелавший сохранить анонимность.

Другие известные украинские сценаристы пришли в профессию из литературы — причем национальной, украиноязычной. Активный зритель (и читатель), надеюсь, знает фамилии Андрея Кокотюхи, Ирэн Роздобудько, Ирины Черновой (Люко Дашвар). Сейчас экранизация произведений украинской классики и современной литературы — явный тренд нашего сериального производства.

Для большинства активно работающих в Украине сценаристов путь в профессию открыла практика, а не профильное образование. «Я как работающий сценарист без профильного образования (закончила ХАИ по специальности инженер-программист систем управления летательных аппаратов) сразу могу сказать, что ни дипломы, ни какие-либо другие бумажки не открывают двери в профессию… Вход в профессию — это опыт, который ты себе нарабатываешь каждый день. Как ты его получишь — это уже другой вопрос, у каждого получается по-разному. Я благодарна Виктору Приходько, который дал мне возможность написать мои первые сценарии. Он потратил на меня кучу своего времени, думаю, что и нервов, но в итоге я получила свой первый гонорар и, главное, опыт! А также первую строчку в своей фильмографии! Ну а дальше понеслось…», — рассказала сценарист Мария Лаврик .

Еще два весьма успешных украинских сценариста признались, что тоже прошли жесткую школу режиссера, продюсера, гендиректора кинокомпании Pro TV Виктора Приходько и работают в профессии благодаря ему. В интервью, которое ваш автор взяла у Виктора Приходько в 2015 году, он подтвердил. что лучшая школа сценариста — это работа: «Я не говорю, что мы снимаем шедевры, но какое-то количество людей в работе мы обучили, за них не стыдно. После работы с нами в другие компании их берут с удовольствием».

Один из представителей сценарного цеха заявил, что украинские сценаристы очень разделены: «Есть аффилированные или просто связанные с каналами и продакшнами. Есть независимые, их крайне мало — 15 % рынка».

Грядут изменения и усиление конкуренции?

Сейчас возросший спрос на украинских сценаристов перекраивает сложившуюся за десять лет ситуацию в профессиональном цехе. Появляются стартапы — в минувшем году, к примеру, было создано «Сценарное КБ». Его создатель Владимир Нагорный убежден, что время сценаристов-фрилансеров проходит, потому что такое объединение авторов как «Сценарное КБ» дает больше гарантий заказчику. Он говорит, что ситуация, когда украинские авторы работали на российский рынок, а потом украинские каналы покупали произведенные в РФ сериалы, не повторится.

«“Прикормленные” люди начнут отходить — конкурентная среда побеждает такие явления , — сказал он в интервью «Большому Киеву » . — До переезда в Украину я сам несколько лет работал в России. Там жесткая вертикаль и в экономике, и в искусстве, поэтому пробиться к людям, принимающим решения, гораздо тяжелее. А в Украине это получается».

Сценарист Денис Замрий отмечает, что изменения на рынке уже коснулись украинских сценаристов, которые писали в 2003–2012 годах:«Тогда были весьма высокие гонорары. Авторы тех лет привыкли, что за один проданный сценарий можно купить подержанный, но неплохой автомобиль, а за сериал или три-четыре сценария можно купить квартиру. Сейчас рынок изменился. После ухода русских он стал менее конкурентен. Уменьшились требования к качеству. Все равно посмотрят, особого выбора у зрителя нет. Продюсеры это почувствовали первыми и уменьшили гонорары на несколько порядков. Я знаю проекты, где предлагают вообще копейки. И тем не менее эти проекты снимают, и они неплохо идут, я видел показатели. Выхода я здесь не вижу. Если ты фанат кино — смиряйся с ценами и пиши. Если не фанат — советую искать смежную профессию».

Привлечение новых авторов грозит демпингом?

Стоит вспомнить и о десятках новых авторов, особенно из провинции, которые пытаются пробиться в индустрию, активно участвуя в фейсбучных дискуссиях. Появляются новые авторы — а с ними опасения демпинга, падения и так невысоких гонораров украинских сценаристов. В то же время новички ждут, что им укажут вход в профессию, расскажут о правилах индустрии.

Сценарист Елена Николаевская. «Должен ли кто-то помогать новичкам? Никто никому ничего не должен. Кто-то помогает, кто-то учит, кто-то делает все это за деньги. Новички — это не только новая кровь, это всегда демпинг. Во всяком случае, у нас. Они готовы работать за копейки. В условиях отсутствия рынка и равнодушного отношения к качеству продюсеру проще взять одного толкового редактора или главного сценариста и кучу рабов, которым можно потом и не доплатить под любым предлогом».

Кадр из сериала «Останній москаль»

Мария Лаврик. «Если, не дай Бог, новичок будет думать, что ему кто-то должен — это убьет в нем все разумное, что могло бы принести достойные плоды. Если ты достоин помощи, как показывает практика, помощь приходит из Вселенной: в виде друга, в виде наставника, в виде проекта, где готовы работать с начинающими авторами и т. д. И только от тебя зависит — воспользуешься ты этой помощью или нет».

С другой стороны, новые авторы, участвующие в конкурсах, питчингах не с идеями сериалов, а с написанными пилотами — тоже часть индустрии, ее потенциал. Как поддерживать творческую конкуренцию, избегая демпинга? На нашем рынке пока такого ответа нет.

Продюсер, глава Общественного совета при Госкино Владимир Яценко уверен, что порога для входа в профессию сценариста быть не должно.

Такое же мнение и у Сергея Галетия. продюсера, редактора, члена Национального союза кинематографистов Украины (НСКУ), главы комиссии НСКУ по предложениям к законодательным инициативам. «Без ограничений. Важен только результат. Часто люди только с годами понимают, в чем их призвание. Более того, хорошего автора без жизненного опыта не бывает. Я бы не «мифологизировал» эту область как нечто уникальное ― не приравнивал бы к врачам, как порой случается, мол, тут аналогично медикам, надо кропотливо учиться. Это все барьеры конкуренции. Такие требования высказывают только слабые авторы, случайно «попавшие в обойму», которые боятся вылететь из нее», — сказал он.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям