Пишем сценарий для собственного фильмаМесяц назад мы научились с вами тестировать идею для своего будущего фильма.

Сегодня мы поговорим о следующем этапе, который естественно вытекает из предыдущего — написание сценария к фильму.

Не будем медлить, поехали!

Разве нельзя обойтись без сценария?

Цель этой статьи не научить вас, как правильно писать сценарий, а рассказать, для чего он нужен и как устроен. Конечно же, в итоге это позволит вам получить хорошую историю для фильма.

Сценарий – это описание всех сцен и диалогов в вашем фильме.

Есть мнение, что если ты решил серьёзно чем-то заниматься, учись делать это правильно с самого начала. Иначе, сложно будет затем переучиваться. Я не всегда придерживаюсь такой позиции, т. к. это справедливо не для всех видов деятельности.

На мой взгляд, это подходит к простым вещам. А вот когда речь идёт о более сложном, я использую свой подход к обучению.

Он похож на «метод тыка», но более осознанный, который я назвал методом «не умничай, а делай».

Сценарное мастерство – это целое искусство, которому посвящены тонны книг, и я не ставил целью этого раздела научить вас всем техническим аспектам данного ремесла. Во-первых, я пока этим не заинтересован; во-вторых, у меня иной взгляд на такие вещи.

Новичок должен снять свой первый фильм! Всё. Это то, что ему следует держать в уме постоянно. Результат должен быть важнее качества. И не нужно наивно называть это халтурой.

Вначале важно концентрироваться на первостепенных задачах, невыполнение которых отрицательно скажется на успехе всего фильма.

Поэтому, не старайтесь делать всё как надо и всё по инструкции. Главное, соблюдать структуру.

Любой фильм – это история о чём-либо. Значит, для того чтобы написать сценарий, по которому вы будете снимать фильм, нужно сперва придумать историю. Далее вы узнаете, как легко это сделать.

Теперь, когда вы знаете, что сценарий – это важно, можно приступать к его созданию. Первое, что у вас должно быть – это логлайн.

Логлайн – это краткое описание сюжета вашего фильма в виде 1-2 предложений с обязательной интригой. Практически, это то же самое, что и идея фильма. о которой мы говорили в прошлых статьях, но ключевым моментом здесь является интрига .

У вас уже должна быть записанная идея.

К примеру, идея нашего фильма звучит так: «Этот фильм о русском парне, который поставил перед собой цель получить Оскар». Если прочитать идею ещё раз, видно, что особой интриги здесь нет, и нет ничего такого, чтобы зацепило зрителя.

Вот как бы он на это отреагировал:

Эту важную роль, как раз и выполняет логлайн. Когда вы покупаете фильм на DVD и читаете на обороте описание к нему, вы читаете не что иное, как логлайн. В одном случае это 1-2 предложения, в других – целый абзац, с перечнем известных актёров.

Сразу давайте определимся, для чего он нужен. Когда у вас есть идея, вы имеете только общую картину будущего фильма, причём весьма расплывчатую и непонятную. Вы даже не знаете, как начнётся фильм, что будет в его середине и чем закончится.

Ведь парень, мечтающий об Оскаре может его вовсе и не получить, но тем не менее может стать счастливее от того, что попытался. Получается, что смотря на идею, наши глаза разбегаются во множестве вариантов развития сюжета. Это, конечно, хорошо, но так можно потратить уйму времени на поиск нужного направления.

Логлайн же станет отправной точкой, от которой мы возьмём верное направление и начнём двигаться. Теперь, когда вы смотрите на вашу идею и чувствуете интригу и интерес сюжета, вам будет гораздо проще развить его при написании сценария.

Итак, что же нам нужно изменить в идее фильма, чтобы превратить её в логлайн? Добавить интрижку!

Максимум, что должен вызвать логлайн – это безумный интерес. Он не должен раскрывать всех карт фильма и будущий зритель, прочтя логлайн, должен обязательно сказать: «Ммм…пойду-ка посмотрю этот фильм».

Внимательно прочитайте вашу идею и подумайте, что можно убрать, добавить или изменить, чтобы появилась интрига.

После размышлений, я решил, что неплохо будет написать так: «Удивительная история русского парня, который нашёл мега оригинальный способ получить Оскар» .

Теперь чувствуете разницу? После прочтения такого описания к фильму, у любого любопытного зрителя возникнет вопрос: «Хмм, что же за способ такой?». Логлайн также может претерпевать изменения в процессе написания сценария, главное, сохранять его суть.

Посмотрите теперь на вашего потенциального зрителя:

Ещё немаловажная деталь, которую не следует упускать в логлайне – это конфликт. Как правило, в фильмах присутствует герой, его враг, проблемы и, в конце концов, итог всей этой истории. Поэтому немного подправим наш логлайн:

«Мечтающий получить Оскар выпускник частного театрального ВУЗа всерьёз намерен добиться успеха на Западе. Амбициозный парень даже не подозревает, во что ввязался. Он слишком поздно узнает, что его преподаватели и коллеги по ВУЗу – настоящие мошенники» .

Как проверить логлайн? Вот так:

1) Главный герой – выпускник частного театрального ВУЗа

2) Враг героя – коллеги и преподаватели из ВУЗа

3) Проблема – у парня будут серьёзные проблемы, т. к. его диплом – фальшивка

4) Цель – добиться успеха в Голливудском кино и получить Оскар

Как видно, на все вопросы есть ответы, значит, логлайн составлен неплохо. Единственное, что ещё можно доработать, так это его длину. Старайтесь делать логлайн лаконичным. Одно предложение – это идеал. Главное, чтобы в нём прослеживалась вышеописанная структура. Мой логлайн не идеален, но в качестве примера самое то.

Пусть даже ваш сюжет покажется стандартным, главное, чтобы у вас был неожиданный взгляд на него.

Теперь расскажите ваш логлайн друзьям и знакомым. Можно сделать опрос. Если подавляющему большинству понравится, можно идти дальше. Всё-таки фильм снимаем для зрителей.

Синопсис (история)

Учитесь мыслить упрощённо. Если речь идёт о вашем первом фильме, то вероятнее всего он будет малобюджетным. Даже если у вас целый мешок баксов, почти со 100% вероятностью вы их грамотно не освоите, если не имеете за плечами ни одного фильма, даже самого простого. Поэтому очень важно при сочинительстве не насочинять лишнего.

Прежде чем вы будете знать, как прописывать диалоги и сцены, вам нужно иметь историю. На самом деле это не сложно, если вы, как мы договорились, на первых порах будете мыслить упрощённо.

Если вы уже сформулировали идею своего фильма и придумали логлайн, то есть смысл подумать над историей. Это одно и то же, если взять логлайн и подробно изложить его на несколько страниц.

Так как мы люди творческие и увлечённые кино, будем все вещи называть своими именами. Поэтому разберём такое понятие как синопсис.

Синопсис – это краткий пересказ вашего фильма. Прочтя его, уже можно точно знать из каких эпизодов состоит фильм, в чём проблема главного героя и как он будет её решать. Для короткометражки двух страниц хватит. Можно больше, кому как нравится.

То есть здесь, в отличие от логлайна, нужно как можно подробней описать сюжет фильма, раскрыв все секреты. Понятно, что синопсис пишут не для зрителя. Он упростит написание сценария в дальнейшем.

Не старайтесь написать историю от начала и до конца. Во-первых, так вы исчерпаете все идеи; во-вторых, история будет неинтересной, т. к. нельзя предугадать сразу все возможные события. Не ставьте себе рамок и позвольте сюжету развиваться.

Возьмите простую схему: начало – середина – конец. В начале покажите зрителю действующих лиц; в середине – поставьте перед главными героями задачи с препятствиями; в конце – развязка, т. е. достижение цели или полный провал 🙂

Когда у вас будет 3 части, пусть даже не совсем связанные между собой, можно продолжать их немного усложнять, делая между ними переходы.

Что конкретно писать в синопсисе? С чего начать?

Прочтите ваш логлайн несколько раз. Пусть у вас сложится общее впечатление о будущем фильме. Вы сразу почувствуете, какому жанру он больше всего соответствует. Свой логлайн, к примеру, я вижу для комедии. В принципе я изначально так и планировал, когда думал над общей идеей фильма.

Так вот, на этом этапе мне очень хорошо помогает музыка. Я включаю позитивные треки, читаю логлайн и хожу по комнате взад-вперёд. Именно в этот момент ко мне приходит большое количество идей и находок, которые я сразу фиксирую в Word’е. Очень рекомендую этот способ! Попробуйте, не пожалеете!

Особых рекомендаций пока давать не буду, т. к. это творческий процесс, подход к которому у каждого свой. Просто напишите несколько вводных абзацев о главном герое, представьте его зрителю. Затем пару страниц о его планах на будущее. Поставьте перед героем серьёзную проблему. Сделайте его настойчивым и упёртым, чтобы несмотря ни на что, он не отступил от своей цели.

Если вы думаете, что герой в одиночку не справится, придумайте ему друга или напарника, а лучше подружку, которая сыграет одну из ключевых ролей в фильме. Подробней расскажите о противостоянии героя и его врагов, покажите настоящую схватку. Сделайте героя победителем или проигравшим, описав подробней причину такой концовки.

Торопиться не надо, найдите побольше подходящей музыки и вперёд.

На этом я завершаю первую часть данной темы. В следующий раз, во второй части. мы изучим остальные важные понятия, которые сделают ваш сценарий особенным:

1) Название сценария

2) Поэпизодный план

3) Персонажи

4) Структура сценария

5) Пишем сценарий!

Успехов вам в любимом деле. )

Комментарии запрещены.

Навигация по записям