Перевод с английского: Sergey Toronto
«Если вы написали супер сценарий и готовы потратить от трёх до пяти лет, пытаясь с ним хоть куда-то пробиться, возможно, у вас есть то, что необходимо тому, кто хочет быть сценаристом»
— Стивен Дэвис
Вас будут оценивать по качеству вашего творчества, а не по той квалификации, которой вы обладаете.
Умения, которые вы развиваете в процессе получения квалификации, могут быть бесценными. Но, от самой корочки подтверждающей, что вы сценарист – толку не много. После окончания учёбы ваша успешность будет определяться, прежде всего, качеством того креатива который вы создаёте. В некоторых случаях, подтверждение квалификации от уважаемого учебного учреждения, может рассматриваться как знак того, что вы компетентны и сможете сделать свою работу, плюс продюсеры и агенты с большей вероятностью рассмотрят вашу заявку. Но вопрос того, продолжат ли они читать ваш сценарий после нескольких первых страниц, ни как не связан с вашей квалификацией. Единственное, что имеет значение, это то, насколько им понравится то, что они начнут читать.
Создайте круг доверенных читателей, которые будут критиковать то, что вы написали.
Основы сценарного мастерства можно изучить через самостоятельное обучение, плюс, возможно, вам нужно будет несколько раз посетить библиотеку. В курсы сценаристов стоит инвестировать только в случае, если они помогут вам развить необходимую критическую хватку нужную для того, чтобы выявит слабые места в вашей работе и понять, как их исправить. Большинству авторов необходим круг мудрых и надёжных читателей, способных на конструктивную критику работы находящейся в процессе написания. Хорошим местом для поиска таких людей может стать университет или киноцентр.
Начинайте рассылать свои сценарии, но не ждите, что вам тут же кто-то ответит.
Начните с BBC writersroom. там приветствуют новые сценарии и дают отзыв на те работы, которые выглядят обещающими. Раньше писатели имели обыкновение сразу отправлять сценарии непосредственно в Британский совет финансового развития киноиндустрии, но теперь их денежными средствами распоряжается BFI где отдают предпочтение заявкам от связки писатель-продюсер. Для того чтобы найти продюсера вы можете связаться с ближайшим киноагентством – там вам могут подсказать кто из продюсеров работает в вашем регионе. Самое главное, не ждите, что что-то из этого получится, по крайней мере, в первый раз.
Справляться с отказами – это важная часть процесса, но упорство окупает себя. Я переписывался с Киноагентством Уэльса почти два года с очень небольшим успехом, но в октябре прошлого года, после того как я отправил им два сценария и подал одну неудачную заявку на финансирование проекта, они связали меня с независимым продюсером, который проявил интерес к одному из моих сценариев.
Голливудские студии и кинокомпании устраивают конкурсы на лучший сценарий.
Соблазнительная часть при написании сценария состоит в идеи того, что из нищеты безызвестности вы буквально за пару дней можете стать воплощением истории богатства и успеха. Всё это эквивалент того, как если бы вас играющего в футбол на улице во вторник, увидел Фабио Капелло, а уже в среду вы бы держали в руках Кубок Англии. За исключением того, что со сценаристами такое иногда действительно случается.
Хорошей новостью для сценаристов, живущих в Англии, является то, что Голливуду все рано, откуда вы родом. Если вы написали высококлассный коммерчески привлекательный сценарий, который просто требует, чтобы его воплотили в жизнь и который может привлечь внимание звёзд киноиндустрии, то у вас есть шанс продать свой сценарий. Но как вам показать им свой сценарий?
Конкурсы сценаристов, предлагают разные возможности. Не все такие конкурсы стоят того, чтобы платить вступительный взнос за участие. но некоторые конкурсы, такие как, например, Nicholl Fellowship. хорошо зарекомендовали себя как стартовые площадки для новых сценаристов. Многие Голливудские студии и продюсерские компании обращают внимание часто не только на сценарии-победители, но и на те, которые входят в десятку или двадцатку финалистов крупнейших конкурсов. В последние годы, такие сайты как InkTip стали предоставлять услуги помогающие связать сценаристов с профессионалами из шоу-бизнеса, теми, кто ищет новый материал.
Закулисная работа связанная с киноиндустрией, для того чтобы найти зацепки — не обязательна. Но если вы решили, что работа официантом, как запасной план вашей карьеры приемлем для вас, то лучше бы у вас уже на руках был звёздный сценарий.
Большинству начинающих автором нужна вторая (а иногда и третья) работа, для того чтобы оплачивать свои счета и вовсе не обязательно чтобы эта работа была связана с кино или телевиденьем. На самом деле, работа не связанная с фильмами, которая хорошо оплачивается и оставляет вам достаточно времени, чтобы писать, может быть более выгодной для вашей карьеры писателя, нежели чем высасывающая энергию работа где-то на задворках индустрии развлечений. За последние три года я сменил много специальностей, начиная от ассистента кинорежиссёра и до подсобного рабочего в супермаркете Северного Уэльса. Я не рекомендую заниматься той работой, которую я упомянул последней, но и первая не станет волшебным стартом вашей карьеры.
Работа с продюсером (ежедневное чтение голливудских финансовых документов и описание сценариев рассматриваемых для запуска в производство) дала мне ценную информацию о процессе производства фильмов, но главное было в том, что я постоянно продолжал работать над своими проектами по вечерам и в выходные дни. У меня появилось много связей, но интерес к вам, как к писателю полезен только в том случае, если у вас действительно уже есть хороший сценарий, который вы можете показать людям в тот момент, когда они проявят интерес. Если вы встретите продюсера, продавая билеты на кинофестивале и она предложит вам прислать её один из ваших сценариев (такое произошло со мной один раз в Торонто), она не будет ждать шесть месяцев, пока вы наконец соизволите закончить что-нибудь. Подготовьте свой звёздный сценарий и держите его наготове, чтобы отправить его тому человеку, который его у вас попросил, пока он ещё не забыл кто вы вообще такой.
Будьте готовы потратить от трёх до пяти лет, пока вы хоть чего-то добьётесь: вам нужна уверенность в себе, граничащая с иллюзиями.
Самый полезный совет я получил, от успешного сценариста, который сказал всем студентам в моем классе, дать себе от трех до пяти лет попыток проникнуть в эту индустрию, прежде чем мы вообще даже начнём думать о чём-либо другом. Это три или даже пять лет, без денег, возможности купить себе жильё и без какой-либо гарантированной работы. Конечно, есть много других, более простых способов заработать деньги, нежели чем писать сценарии. Быть сценаристом – тяжёлая работа, которая требует уверенности в себе часто граничащей с иллюзиями. Нужно искать возможности по всему миру. В 2009 году после года неудачных попыток в Уэльсе, я чуть было не растерял весь свой энтузиазм, поэтому я переехал в Торонто по рабочей визе. У работал на трёх работах с неполной занятостью ( в театре, на фестивале телевизионных фильмов и в концертном зале), но это была настолько стимулирующая обстановка, что там я писал больше, чем когда-либо раньше в моей жизни.
Ещё какие-нибудь советы?
Да, всё это правда: чем больше вы пишете, тем лучше вы становитесь. Никогда не слишком рано вступит в эту игру, но вы должны быть уверенны, что у вас уже есть, что показать людям, когда они узнают что вы сценарист. Будьте мобильны, не ждите, что удача сама упадёт к вам в руки. Набирайте опыт работы и стажируйтесь столько, сколько вы можете себе позволить. Не бойтесь облажаться – ошибки это просто «исследование» для писателя. Проведите хотя бы один день на съёмочной площадке. Подойдите ближе к актёрам и режиссёру, чтобы увидеть, как они работаю со сценарием. Практикуйтесь в ораторском мастерстве, большинству сценаристов в какой-то момент придётся рассказывать истории. Путешествуйте, это покажет вам, что то, что нормально для вас совсем не является нормальным для других и освободит вас, позволив писать исходя из своего собственного опыта. Помните, что хорошие истории полны конфликтов и эмоций. Но прежде всего – пишите каждый день. Ну или, по крайней мере, знайте, что вы конкурируете с людьми которые это делают.