Рикке Брин, сценарист
Кто идет в сценаристы
У всех разные пути в профессию. Кто-то со школьной скамьи знает, что ему нужно, а другие идут извилистыми дорогами. Рикке окончила факультет журналистики МГУ, успела поработать в Дании и выучить пять языков. До поступления в МШНК у нее уже был опыт написания сценариев.
«На самом деле мне просто нравится рассказывать истории. На протяжении жизни я сталкивалась с неординарными характерами и необычными судьбами», — объясняет Рикке. По её словам, сценаристом становится тот, кто любит и умеет рассказывать истории. А рассказчику всегда нужны слушатели. В отличие от писательского труда. богатая фантазия авторов фильмов и сериалов более востребована на рынке труда. Дело в том, что кинопроизводство как флагман индустрии развлечений охватывает огромную аудиторию, которая только и ждет новых историй.
Работа не для слабаков
Кому-то может показаться, что писать сценарии несложно. Но это не так. Работа сценариста овеяна флером романтизма, который мешает разглядеть обывателю тяжелый труд и постоянную работу над собой. Некоторые говорят, что сценарист должен быть «одновременно и аутистом, и коммуникатором»: уметь совмещать свое особенное видение и чужой опыт. Но в этой профессии непрерывное генерирование идей должно сочетаться с крепкими нервами.
«Мастер моей сценарной студии Мария Зелинская как-то сказала: «Сценарист – это тот, кто остаётся». И мне кажется, что это очень точные слова. Во время работы над проектом, тебя буквально колбасит: то эмоциональный подъем, когда ты написал хороший материал, то уныние и депрессия, когда тебя раскритиковал заказчик», — объясняет Рикке.
На деле идей или филигранного владения словом недостаточно – сценарист должен прожить за своего персонажа и побывать в его шкуре. Здесь много невидимой работы над образом: нужно понимать, как устроена человеческая психика. Написание сценария — это не только анализ других людей, но и самоанализ. Ради того, чтобы лучше понимать своих героев, Рикке пришлось ходить на курсы по психиатрии. «Часто возникают сложности, когда тебе нужно написать о человеке, который тебе неприятен. Ты, например, себя бы так не повел, а он действует и не краснеет. Но чтобы написать хороший сценарий, нужно принять его систему координат и думать, как он», — поясняет сценарист.
Прокрастинация, супервайзеры и ритуалы
Именно из-за сложности процесса сценаристы любят откладывать на потом. Поэтому у многих из них есть супервайзеры, чья работа заключается в том, чтобы напоминать автору, что он должен сдать сценарий в срок. «Главное сконцентрироваться на своих мыслях и идеях и не давать себе отвлечься. Важно уметь не только начать, но и завершить то, что ты делаешь», — поясняет Рикке.
Помимо этого практически у каждого сценариста есть свой собственный ритуал для того, чтобы приступить к работе над новым проектом. И пишут все тоже по-разному. Одни работают, закрывшись в комнате без еды, другие наоборот постоянно едят за клавиатурой. А некоторые спринтеры перекладывает всё на последнюю неделю, такое тоже допустимо. Ведь, в конечном счете, заказчика интересуют не ритуалы, а сценарий и соблюдение сроков.
Смотреть кино – это часть работы
Помимо этого всё свободное время сценарист восполняет недостаток жизненного опыта и идей общением с незнакомцами, чтением книг и просмотром фильмов. И последнее не менее важно. Если рядовой зритель в кино видит сюжет и картинку, то профессионал замечает и особенности монтажа, и постановку кадра, и работу оператора. «Это становится не столько развлечением, сколько напряжённой мыслительной деятельностью, — признаётся Рикке. — Ты постоянно думаешь, что ты можешь перенять или попробовать воплотить».
3 вопроса для сценариста
Перед тем, как сесть за ноутбук, нужно ответить на три вопроса. Во-первых, о чем ты будешь писать? Во-вторых, почему ты хочешь об этом писать? И наконец, почему именно ты можешь об этом рассказать? Важно разбираться в том, о чем ты пишешь на уровне профессионала. «У меня есть сценарий про коллектора и чтобы лучше понять, как работает герой, мне приходилось общаться с представителями этой профессии, — рассказывает Рикке. — Это было необходимо, чтобы лучше понять, как они работают: какая у них специфика, какое расписание, есть ли «профессиональные» шутки — все детали, которые обычные люди не знают. Потому что кино должно быть достоверным и интересным. Ведь кино не только развлекает, но и обучает».
Написал – и забудь
Примерно 30% успеха фильма зависит от качественно написанного сценария. Но большая часть ответственности за конечный продукт лежит на режиссере и операторе. «Для сценариста же важно научиться «отпускать» свои работы. Как говорится, написал сценарий – и забудь. Нужно смириться с тем, что фильм всё равно не будет похож на то, что ты себе представлял. Это сложно: отпускать своего малыша, чтобы дяденька режиссер перекроил его на свой вкус, — признаётся Рикке. — Поэтому для нас важно довести работу до конца и больше не думать о ней».
Бывает и так, что сценарист работает несколько лет, и все равно у него нет фильмографии. Поэтому, если сценарист поставил себе цель вырваться на экран, ему важно снять для начала хотя бы одну короткометражку. Но и это не гарантирует успеха: иногда проекты закрываются или просто перестают финансироваться. Здесь все зависит от удачи, веры в себя, труда и терпения. Ведь сценарист – это тот, кто остаётся. Возможно, потребуется несколько лет, чтобы нашелся тот самый режиссер или продюсер, который рассмотрит все достоинства работы.
Украсть идею проще всего
Часто начинающие не понимают, что готовый сценарий важнее самой гениальной идеи. Потому что идея не имеет авторского права. «Многие жалуются, что воруют не сам текст, а идеи, — рассказывает Рикке. — К примеру, объявляют сценарный конкурс, ты присылаешь идею, а потом через год или два видишь фильм, с сюжетом ужасно похожим на твой синопсис. Но ты не можешь предъявить претензию – это же всего лишь идея. Но это не повод «закрываться» от коллег. Мы в команде не боимся делиться своими мыслями и впечатлениями, потому что любой может написать сценарий по заданной теме. Но это всегда будет разный текст. И каждый такой сценарий обладает авторским правом, несмотря на то, что все писали об одном и том же». Поэтому лучший способ сохранить свою идею – это записать её.
Работа «в авторской комнате»
Чаще всего у продюсера уже есть основная идея. Сценаристы получают тезис и каждый из них пишет свой вариант развития событий. Заказчики читают все работы и решают, кто «попал». Если рассматривать небольшой формат, то над сценарием обычно работают три-пять человек. Если это более крупный проект, то к написанию сценариев подключается сразу несколько команд. К примеру, к «Доктору Хаусу» приложили руку более сорока сценаристов.
При работе над небольшим форматом обычно остаются три человека, которые совместно перерабатывают все версии в одну. Так получается первая серия. То же самое делают и со второй серией. То есть конечный сценарий отдельно взятой серии – это комбинация разных взглядов на ситуацию.
Проект начинается с проработки персонажей. Работают сообща по той же схеме: каждый описывает свое видение характера героя, его уклад жизни, привычки, его историю, особенности поведения и манеру говорить, а потом «сливают» всё в один образ.
Сотрудничать с коллегами непросто – очень тяжело принять, что твоя идея не будет использована. Но такая работа помогает видеть достоинства других, стимулирует работать и предлагать новые идеи. Ведь в «авторской комнате» идеи каждого равнозначно важны и интересны. Решения по поводу доминирующей линии сюжета принимает продюсер, режиссер или сам заказчик. Очень редко на доработку поступает авторский сценарий, тогда последнее слово остается за «ведущим» сценаристом.
Как выйти из творческого застоя
Естественно, если сценарист будет сидеть и молчать, его заменят на другого, как перегоревшую лампочку. Но бывает и так, что вся команда впадает в ступор. Для таких случаев есть специальные сценарные игры. Одна из самых занимательных – «15 почему». Есть фраза, к которой нужно придумать историю. К примеру, женщина пришла в паспортный стол, чтобы забрать свой паспорт, но ей его не выдают, говоря, что хозяйка документа мертва. И ты спрашиваешь себя: «Почему её считают мёртвой?». И начинаешь фантазировать. К примеру, это не героиня, а её однофамилица. Тогда почему героиню приняли за другого человека? Потому что внешне они очень похожи. Почему они похожи? Потому что на самом деле они сёстры-близнецы. Почему героиня не знает о сестре? Потому что их разлучили в роддоме. Таким образом, сценаристы могут уйти очень далеко от изначальной идеи про паспорт, но придумать какую-то интересную историю, немного разрядить мозги и увидеть другие варианты поворотов сюжета.
Сколько получает сценарист сериалов
Реально ли научиться писать сценарии самостоятельно? Будет очень сложно. Ведь сценарист – это отдельная профессия, требующая не только эрудиции и умения писать. Есть много тонкостей, в которые невозможно вникнуть при самостоятельной работе. В мастерских к каждому студенту прикрепляют специалиста, который выслушивает их идеи, дорабатывает, объясняет и поправляет, а главное – следит, чтобы начатое было доведено до конца. Это самое настоящее второе высшее образование: лекции, семинары, задания, встречи со специалистами и даже летняя практика у потенциальных работодателей. Поэтому если вы решили, что нашли свое призвание, главное не останавливаться и не забывать записывать идеи.