Специалисты по продаже недвижимости постоянно твердят, что ценность любого объекта недвижимости составляют три основных элемента: местоположение, местоположение и еще раз местоположение. А в кинематографе и во всех видах подачи видеоматериала то же самое можно сказать о сюжете или правила написания сценария .
Даже видеооператор свадьбы делает набросок сценария (конечно если молодые не знают как сэкономить на свадьбе ).Если фильм не имеет кассового успеха, это, скорее всего, объясняется тем, что его сюжет не заинтересовал зрителей. Никакое техническое совершенство фильма не может компенсировать плохой или непривлекательный сюжет, а некачественная звуковая дорожка может просто уничтожить хорошую операторскую и режиссерскую работу. Чтобы все получилось, следует внимательно прочитать,как писать сценарий к фильму .
И вот тому характерный пример. Фильм “Головастик” (Tadpole), вызвал на стоящий переполох в кинематографических кругах. Он завоевал симпатии зрителей на фестивале независимого кино Sundance (Солнечный танец) своей профессиональной видеосъемкой, но не принес ожидаемого кассового успеха. Написание сценариев было сделано на высоком уровне. По мнению некоторых обозревателей, этот фильм формата DV был воспринят зрителями как продукт, уступающий по качеству установившимся стандартам. Но причина могла быть более глубокой. Центральной сюжетной линией фильма стали потенциально кровосмесительные отношения между юношей и его мачехой. Возможно, такая тема и заинтересовала пресыщенную фестивальную публику, однако она оказалась совершенно чуждой массовому зрителю. Несмотря на то что фильм отличается хорошим актерским исполнением и неплохо снят (учитывая скромный бюджет), его сюжет не привлек внимание массовой зрительской аудитории настолько, чтобы она согласилась платить за его просмотр.
Привлекательность написания сценария зависит не только от выбора темы. Нужно чётко уяснить правила написания сценария, о которых мы поговорим позднее. На курсах по написанию сценариев «Как писать сценарий к фильму » часто цитируют высказывание известного сценариста-постановщика Стефена Дж. Кэннелла (Stephen J. Cannell) о том, что плохо раскрытый удачный сюжет оказывается в итоге неудачным сю-жетом. Умение раскрыть сюжет, искусство плести нить рассказа — это основа создания хорошего фильма. В самом деле, можно скомпоновать документальный фильм из разрозненных фрагментов в монтажной студии, однако в результате этого процесса отбора и составления последовательного ряда кадров должна быть выстроена ясная сюжетная линия, иначе зрители только потратят зря время на просмотр такого фильма даже если видео снималось в разрешении 12 мегапикселей.
Видеографы не должны быть освобождены от ответственности написания сценария, в каком бы жанре они ни работали. Даже в корпоративном видео должен быть раскрыт определенный сюжет, передающий главную коммерческую идею.
Вероятно, самые важные вопросы или правила написания сценария, которые возникают при планировании производства нового фильма, состоят в следующем: какое участие требуется от зрителей? Какие чувства у них должны возникать: симпатия к страдающему герою или возбуждение от преодоления невозможных преград? Что они должны сделать: приобрести данную продукцию, вложить средства в это предприятие или отдать голос за данного кандидата?
Если у вас нет ответа на эти вопросы, значит, у вас нет подходящего сюжета. И нужно почитать побольше литературы о том, как написать сценарий к фильму. Без сюжета отсутствуют побудительные причины для передачи идеи, и нет смысла тратить время и средства на производство видео. Правда, где-то внутри вас, как в пресловутом художнике, испытывающем муки творчества, вероятно, сидит сюжет, и для его извлечения на свет Божий, возможно, потребуется мучительный процесс написания сценария или монтажа документального материала. Это трудный путь поиска подходящего сюжета. И если вам приходится идти именно таким путем, следуйте им до тех пор, пока не получите как можно более удачный сюжет во время написания сценария. Профессиональное портфолио съемочной группы может очень постарадать из-за этого.
Основные вопросы, на которые должен отвечать сюжет
Ниже приведены основные вопросы, которые следует поставить для проверки жизнеспособности выбранного сюжета, т. е. это главное правило написания сценария. Если ответы на эти вопросы окажутся положи-тельными, значит, можно браться за цифровую видеокамеру и приступать к съемке.
Насколько увлекательна выбранная тема
Если вас не увлекает выбранный сюжет, он не заинтересует и других. И если вы предлагаете какую-то продукцию и услуги, нужно верить в ее успех у потребителей. Смело следуйте за действием во время съемки разворачивающихся событий, куда бы они не привели. Если эти события заинтересовали вас, значит, они заинтересуют и зрителей и вы правильно ответили на вопрос «как писать сценарий к фильму».
Увлеченность имеет и практический смысл, поскольку без нее трудно пройти весь процесс производства видеопродукции. Несмотря на то что инструментальные средства цифрового видео как никогда упрощают труд создателя видеопродукции, выпуск даже весьма непродолжительного видеопроекта требует затрат больших душевных сил, времени и труда. Возможно, для его выполнения потребуется больше усилий, времени и средств, чем предполагалось вначале. Если у вас нет сильных побудительных причин для раскрытия сюжета, вам может не хватить настойчивости или усердия, чтобы довести создание видео ролика до логического завершения при написании сценария.
Способен ли сюжет повлиять на образ мыслей или чувства зрителей
Все кино — и видеофильмы передают какую-то идею, а не только развлекают при использовании правила написания сценария. Так, легкие, развлекательные комедии выражают философию жизни, отношение к ней, копирующее реальность. Коммерческие рекламные передачи пропагандируют стиль жизни и стимулируют потребительский интерес. Репортаж — это тоже некая пропаганда. Даже произведения абстрактного видеоискусства, если они добротно сделаны, вызывают определенные чувства и настроение либо побуждают к размышлению.
Найдите в своей работе то рациональное зерно, которое способно сделать ее выразительной, интересной и убедительной. Эта мысль будет заставлять вас вставать каждое утро раньше всех остальных членов съемочной группы.
Насколько уникален подход к раскрытию сюжета
Следующий этап один главных при ответе на вопрос как написать сценарий для фильма или презентационного видеоролика. Начинающие сценаристы нередко беспокоятся о том, что их идеи могут быть заимствованы другими при написании сценария. Но идеи сами по себе не уникальны, даже если они охраняются законом. Шекспир заимствовал идеи у Плутарха, а все остальные — у Шекспира.
Дело не только в том, что история уже была кем-то рассказана. Старая поговорка, бытующая в кинематографических кругах, гласит: “Дайте мне новый сюжет, который прошел проверку временем”. Режиссеру требуется свежая интерпретация старого сюжета. Если ваше представление идей, заложенных в сюжет, и личное отношение к сюжету уникальны, значит, своим произведением вы можете внести ценный вклад в развитие культуры.
Что касается раскрытия сюжета, то зрители (а также продюсеры) похожи на детей, которых укладывают спать: они хотят услышать знакомую историю так, как будто ее рассказывают им впервые. И если вам удастся подобным образом заинтриговать зрителей, это будет самым большим вашим достижением как мастера рассказывать видеоистории. Все документальные фильмы следуют этому принципу. Идем дальше по правилам написания сценария…
Предполагает ли сюжет какое-то действие
Как написать сценарий для фильма, который будет очень динамичен и интересен? Действие по своей сути наглядно, а наглядность вызывает интерес. Зрители вовлекаются в действие фильма, поскольку в нем что-то происходит. Если же основной замысел не предполагает действие, значит, для видеофильма выбрана не совсем удачная тема. Например, “парень с девушкой в автомашине” — это еще не сюжет, а всего лишь эпизод. Аналогично, “крутой парень” — это лишь описание персонажа. А вот тема “крутой парень с девушкой угоняют автомашину и влюбляются друг в друга” способствует выстраиванию сюжета, поскольку она предполагает целый ряд наглядных действий при написании сценария.
В драматических произведениях действие возникает в результате конфликта между действующими лицами, причем конфликт совершенно необязательно подразумевает насилие. Он может возникнуть из-за расхождения во мнениях. Если бы было неинтересно смотреть разногласия, возникающие между действующими лицами, формат телевизионных разговорных программ (так называемых ток-шоу) давно бы исчез.
Насколько реально раскрыть сюжет, используя наличные ресурсы
Назначение этой статьи — помочь найти ответ на этот вопрос «как написать сценарий для фильма». Благодаря экономии средств, которую дает цифровое видео, все больше людей, чем прежде, могут найти положительный ответ на данный вопрос при написании сценария, будь вы начинающий видеооператор в Минске или режиссер с большим стажем работы.
Помимо экономии, которую приносит цифровое видео, необходимо реально оценить масштабы и область действия проекта. Художник-декоратор из фильма “Голливудский финал” (Hollywood Ending) просто ошеломляет руководителя студии, настаивая на необходимости построения полномасштабной копии здания Empire State Building в звуковом киносъемочном павильоне, но затем уступает и соглашается на построение лишь первых 20 этажей этого здания.
Итак, дайте волю своему воображению, но помните: если у вас нет состоятельного родственника, вам придется самостоятельно искать средства на воссоздание своего видения сюжета в какой-нибудь доступной части реального мира и используйте правила написания сценария.
Некоторые европейские режиссеры, в том числе и Федерико Феллини, стали известными благодаря импровизационным достоинствам своих фильмов. Но даже эти отступники от традиционной студийной системы кинопроизводства полагались на сценарии и подробные производственные планы. Эти режиссеры разрешали актерам изменять свою линию действия в пределах заранее определенных мест съемки и ситуаций, чтобы добиться ощущения непосредственности. Но такой подход не имеет ничего общего со съемкой фильмов без сценария.
Даже в таких, казалось бы, не требующих сценария проектах, как документальные фильмы, трудно обойтись без определенного сценария, хотя он и может принимать форму простого съемочного листа или раскадровки.
Для чего же нужен сценарий? Профессионалам известно, что он нужен по трем причинам.
Это способ оценки сюжета перед съемкой. Ведь намного проще и дешевле решать конкретные задачи на бумаге, чем на съемочной площадке или в монтажной студии.
В начале проекта сценарий может стать своеобразным магнитом, притягивающим к себе людей, которые требуются для того, чтобы приступить к работе над проектом. Кроме того, сценарий может служить основанием для составления соглашения о сотрудничестве между инвесторами (или клиентами), членами съемочной группы, актерами и производственным персоналом на предмет важности основного замысла проекта, его художественных достоинств или коммерческого потенциала, а также ради достижения общего согласия относительно выполнения конкретного объема работ.
Сценарий — это рабочий план, производственный инструмент и руководство для выполнения всех последующих этапов работы над проектом. Если отказаться от написания сценария, то составить надежный график выполнения работ и бюджет будет намного труднее. А если начать проект с заранее составленного плана (даже в виде простого перечня мест и видов съемки), это придаст намного больше уверенности.
Если сценарий отсутствует, то практически невозможно провести разбивку сценария, составить календарный план и бюджет. А ведь без этого вряд ли можно завершить проект в срок и уложиться в бюджет, определить комплект необходимого оборудования, состав съемочной группы и продолжительность использования материальных и трудовых ресурсов.