Начать настоящую статью я хотел бы словами благодарности. Наконец-то, в последние пару месяцев, я стал получать регулярную и активную обратную связь со стороны читателей. И мне трудно объяснить, насколько это важно для меня — это значит, что я пишу не в пустоту, всё это кому-то нужно.
По крайней мере, я таю надежду, что мысли, которыми я делюсь на страницах данного ресурса, могут быть полезны. И, разумеется, чем более содержательной будет обратная связь — тем больших успехов мы сможем вместе добиться. Нынешняя статья — результат как раз подробного нашего общения.
Что ж, минутка сентиментальности закончена.
Наверное, я уже плешь проел всем на страницах этого блога со словами про важность сценария. И действительно, чего только мною не было сказано о процессе работы с ним. Однако почему-то мне в голову не приходило самое очевидное! Взять конкретные примеры существующих известных сценариев и разобрать их.
Это позволяет, во-первых, посмотреть на то, как реализованы хорошие сценарии уже снятых отличных фильмов, и понять, как оно работало на уровне текста. Во-вторых, можно наглядно посмотреть на формат написания киносценария (он принципиально отличается от формата написания литературного произведения), так сказать, по канону.
Вне всякого сомнения, я не такой безумец, чтобы приводить полный текст сценария в статьях. Поэтому резонно было бы отобрать какие-то отдельные страницы, сцены и посмотреть на них настолько детально, насколько позволяет формат интернет-блога.
Честно сказать, когда мне пришла в голову эта идея, я сильно загорелся ею. Захотелось чуть ли не в ту же минуту написать статью.
Тем не менее, пришлось взять некоторый пре-продакшн для материала. Почему?
С одной стороны, львиная доля сценариев зарубежных кинокартин не существует на русском языке — в сети их можно обнаружить лишь на языке оригинала. С другой стороны, нельзя же хаотично брать и переводить разные куски сценарного материала — нужна логика действия.
Потому для начала я отобрал несколько качественных англоязычных сценариев. Затем решил, что возьму наиболее выигрышные первые страницы и переведу их. Таким образом, мы получим развёрнутое дополнение к статье «Первая сцена». Там я говорил о своем взгляде на важность первого эпизода фильма в общих чертах. Теперь же я предлагаю рассмотреть, как в нескольких, проверенных временем картинах УЖЕ НАПИСАНЫ первые сцены. Фактически, эту статью можно было бы назвать «Как начать писать сценарий к фильму?» .
Для статьи мною отобраны три киносценария. Они написаны разными людьми и в разное время, однако написаны в США (ибо там самая мощная сценарная школа в мире). Сценарии также имеют разный стиль написания и содержат в себе различный подход к формированию первой сцены.
Это сценарии фильмов «Мыс страха» (1991), «Рождённый 4-го июля» (1989) и «Апокалипсис сегодня» (1979).
Прежде, чем начнём, скажу пару слов об оформлении. К своему стыду я ни разу ни слова не сказал о том, как оформляется киносценарий по формату. Сейчас у вас будет наглядная возможность увидеть это своими глазами.
Как оформить сценарий фильма?
Сценарий всегда пишется в настоящем времени, большое внимание уделяется съемочным объектам и репликам персонажей, деталям. В заглавиях сцен пишут ИНТ. (интерьер – дело происходит в помещении) или ЭКСТ. (экстерьер – дело происходит на улице), название съемочного объекта и время суток. Различный подход у авторов к использованию больших букв.
Например, я использую ВЫДЕЛЕНИЕ БОЛЬШИМИ БУКВАМИ только в случае, когда называю в действии имя персонажа (с таким же подходом написаны «Зловещие мертвецы» Сэма Рэйми и «Безумный Макс» Джорджа Миллера); кто-то обозначает ими движения камеры (вы увидите подобное ниже); кто-то выделяет какие-то важные действия или элементы сцены, на которые продюсер, режиссер и художник должны обратить внимание. В любом случае всегда большими буквами пишутся заглавия сцен.
Чтобы не путаться лишний раз в отступах и шрифтах, которые приняты за стандарт в оформлении — лучше просто используйте одну из программ для написания сценария. Например, Celtx (он бесплатный) или Fade in.
А теперь по существу.
«Мыс страха»
Автор сценария: Уэсли Стрик
Дата написания варианта: 1990