Нам во ВГИКе мастер все четыре года повторял формулу: сценарий — это либо история, либо характер.
Если нет ни того, ни другого, а есть просто желание написать крутое кино "о любви" или "о преданности", то, скорее всего, все быстро заглохнет.
Например: в сериале Girls сюжета почти никакого нет — это обычная жизнь среднестатических двадцатипятилетних девушек из США — ни интриги, ни какой-то специальной сверхидеи. Но сериал классный за счет характеров — эта взбалмошная эгоистка, эта закопмлексованная контрол-фрик, и так далее.
И напротив, во многих голливудских фильмах — почему-то в голову пришел "Интерстеллар", но таких сотни — у героев нет какой-то ярко выраженной "самости" (или она сведена к одной фишке, об этом пишут во всех американских учебниках по сценарному мастерству — типа, хотите сделать вашего персонажа живым — придумайте ему страх, цель и причуду, что-то такое). Зато там есть захватывающий сюжет, неожиданные повороты, классная идея, которая очень логично поэтапно развивается.
Для начала нужно на чем-то зациклиться. То есть чтобы это прямо покоя не давало и зудило. Это может быть какая-то необычная ситуация, странный человек, даже абстрактная идея (но с абстрактной идеей будет сложнее, потому что сценарий — это действие, и без действия все может развалиться).
Если у вас есть характер главного героя, он будет вам подсказывать и даже диктовать развитие сюжета. Исходя из того, как может и как не может вести себя ваш герой, в каких ситуациях он будет чувствовать себя комфортно, а какие для него ужас и кошмар, преодоление (главное слово сценариста — КОНФЛИКТ) — можно построить историю, имея даже одну исходную сцену. И в зависимости от героя из одной и той же исходной точки могут получиться совершенно разные сценарии.
Если вы начинающий сценарист (ну и вообще, я вот всегда так делаю, и считаю, что это самое настоящее) удобно и здорово подсматривать характеры в жизни. То же касается и ситуций, из которых потом может вырасти история — слушайте людей, поглядывайте за ними, запоминайте, записывайте все интересное, что видите и слышите, это может неожиданно удачно вписаться куда-нибудь. Придуманный человек у вас, скорее всего, будет вести себя странно и подрывать доверие предполагаемого зрителя или читателя. А если вы пишете про лучшего друга, у которого есть энное количество любопытных для вас паттернов в поведении и заморочек — то шансы на создание достоверного персонажа увеличиваются. К тому же, вы будете относиться к нему с любовью)
Если есть готовая история (например, тоже из жизни), можно сверить ее с настольной книгой всех сценаристов — "Тысячеликий герой" Джозефа Кэмпбэла. Ставка на сюжет — прерогатива коммерческого кино, и тут важны правила, потому что рынок и бизнес не терпят никаких "я так вижу".
В "Тысячеликом герое" эти правила создания крепкого сюжета описаны классно и ненавязчиво, к тому же это не какая-то подозрительная новая теория от успешного чувака с модной прической, а вдумчивое культурологические исследование мифов, то есть как бы коллективного бессознательного, общей для всех системы символов.
Важно понимать, что это все "костыли" для будущего сценария — вы можете что-то выкинуть, что-то переделать под себя, не существует ничего абсолютного. Но общее понимание того, как строится сюжет, обязательно пригодится.
Каждая сцена должна быть абсолютно самостоятельной. В каждой сцене должны быть конфликты, перепетии (от счастья — к несчастью по Аристотелю) и какой-то интерес. Представьте, что по одной сцене будут судить о сценарии в целом. Не должно быть ничего проходного — ради информации, ради хронометража, ради того, что потом была вот эта охренительная сцена.
Это нудно и долго, иногда нужный ход не приходит неделями, лично я на этом всегда запарываюсь — терпения не хватает, но только так будет действительно круто.
И последнее: будьте внимательны к диалогам — есть множество отличных "болтливых" фильмов (весь Вуди Аллен, как минимум)), но для новичка велика вероятность пропасть в разговорах.
Кино — визуальное искусство. То, что может быть понятно без слов, из картинки — должно быть сделано без слов, должно быть выражено визуально, если только вы не ставите себе обратной цели. В таком случае — оттачивайте диалоги, не должно быть ни одного лишнего слова. В идеале — каждая фраза должна быть потенциальной цитатой.